Желающие мигрировать из Челябинска решили дождаться выборов и саммитов ШОС и БРИКС

Наиль Фаттахов

Жители Челябинска продолжают искать возможности для того, чтобы покинуть свой город. К такому выводу пришли эксперты, проанализировав поведение горожан в прошлом году. По словам депутата Курчатовского райсовета Дмитрия Довбни, тренд над отток из города за 2018 год не изменился, но поменялась структура уезжающих. Если пару лет назад возглавляли этот процесс бизнесмены, сейчас большинство мигрантов — специалисты.

— Бизнес пока замер в ожидании двух важных реперных точек: выборы губернатора Челябинской области и саммитов ШОС и БРИКС, — говорит Дмитрий Довбня, — осень 2019 и лето 2020 для многих будут показательными и важными для принятия решения о переезде. Это если мы говорим о бизнесе. Крупный бизнес, который можно масштабировать на федеральном уровне, в принципе ничего не держит и они свободно меняют место прописки (сеть «Красное и белое» заявляла о перерегистрации в Москве, «Фортум» сменил прописку на московскую, «Макфа» стала принадлежать кипрскому офшору — прим. ред.). Среднему бизнесу, который привязан к земле, ресурсам, сбыту, сотрудникам и много чему еще, сложно взять и уехать. Поэтому многие заняли выжидательную позицию, чтобы понять, что будет после двух событий, которые могут стать поворотными. А вот специалистов эти мотивы не держат, и они едут из города, особенно это касается профи в области IT, которым совершенно все равно, в каком регионе работать.

Сергей Смольников — о том, что получит Челябинск от проведения саммитов ШОС и БРИКС

Как сообщили в челябинском офисе «Россельхозбанка», в 2018 году южноуральцы активно брали ипотеку для покупки недвижимости в других регионах. Средний заем составил 4,3 млн рублей. В основном недвижимость для переезда выбирают молодые семьи c ребенком, а также мужчины-холостяки 38-45 лет. Спросом у южноуральцев пользуется бюджетное жилье — квартиры-студии со спальней.

— Чаще всего южноуральцы приобретают недвижимость в других городах для переезда. Проанализировав межрегиональные сделки по ипотечному кредитованию, мы выяснили, что наиболее популярными маршрутами у жителей области являются Санкт-Петербург и Сочи, — говорит директор челябинского филиала «Россельхозбанка» Людмила Попова.

Дискуссия о миграции из Челябинска стала активно развиваться два-три года назад, когда многие горожане стали замечать, что их знакомые или родственники переезжают в другие регионы. На сайтах объявлений стали появляться сообщения о продаже готового бизнеса, где в качестве причины стояло: «переезд в другой регион». Южноуральцы принимают решение о переезде из-за отсутствия экономического роста в Челябинской области, регион несколько лет подряд показывает спад потребительской активности, что негативно отражается на малом бизнесе. Еще одна немаловажная причина — экология. Челябинская область — в зоне особо внимания по загрязнению атмосферного воздуха. Экология активно обсуждается последние несколько лет, но горожане не считают, что ситуация с выбросами за это время изменилась кардинально. Челябинск, как и Магнитогорск, попал в майский указ президента: поручено до 2024 года снизить объем выбросов на 20 процентов. Примечательно, что власти этот тренд не признают, ссылаясь на данные Росстата, по которым население города растет.

В риелторской компании «Компаньон» считают, что сейчас поток мигрантов из Челябинска спал относительно 2015–2016 годов.

— Данные о массовых переездах жителей Челябинска на сегодняшний день сильно преувеличены, — говорит исполнительный директор АН «Компаньон» Елена Головкова, — три года назад челябинцев будоражили разговоры о массовом переселении земляков в другие города. Самыми популярными направлениями стали Сочи, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Крым. Но ближе к 2018 году намечается другая тенденция — спрос к переезду из Челябинска падает, люди начинают возвращаться, причем в основном из Сочи. С чем это связано? Ожидания не всегда соответствуют действительности — при средних зарплатах жизнь дороже и часто возникают сложности с трудоустройством. Порой не подходит местный климат, а некоторым сложно без поддержки родных и близких людей. Лишь инвестиционные сделки по-прежнему сохраняют свою привлекательность — популярен тот же Сочи. Жителям Челябинска, у которых чемоданное настроение сохраняется и по сей день, хочется порекомендовать: не продавайте свое жилье сразу. Поживите на новом месте полгода или год, примерьте на себя город.

Экология — главная причина миграции из ЧелябинскаНаиль Фаттахов

Рассуждая об изменениях в Челябинске, которые могли бы развернуть тренд на бегство из города, Дмитрий Довбня говорит о том, что нужно больше времени, чем прошло с момента осознания этой проблемы.

— Чтобы развернуть ситуацию, нужно 3-5 лет усиленной работы, — говорит эксперт. — Мы любим сравнивать себя с Екатеринбургом, но в 90-х он не был лучше Челябинска. В нулевых мы были почти вровень. Там была ужасная социалка, отдать ребенка с детсад или школу было проблемой, квартплата была дороже, все дороже. Но с конца нулевых Екатеринбург начал вырываться перед. Мы его взлет заметили только в 2014 году. Но нужно понимать, что этим изменениям предшествовали 15-20 лет работы. Если мы сейчас начнем активно разворачивать это тренд, то увидим результат только к 2025 году. О оценку ему дадут уже другие люди.

Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске в 2020 году, называют едва ли не последней возможностью для Челябинска получить новый импульс в развитии. В город придут федеральные деньги на реконструкцию аэропорта, рекультивацию свалки в центре города и обновление городской среды. Но Дмитрий Довбня считает, что этого мало. Городу нужен большой и масштабный проект в одной из отраслей экономики.

— Городская среда, конечно, должна быть комфортной, но она не создает для города значимый доход, не увеличивает поток качественной миграции и инвестиций, — говорит эксперт. — Если мы скажем: теперь у Челябинска крутая набережная, кто должен на это среагировать и приехать? А если мы говорим, что развиваем компетенции по новым материалам, у нас будет индустриальный парк, дадим льготные кредиты разработчикам и производителям, открываем две кафедры по подготовке специалистов?. Вот это заманит людей и бизнес. Та же РЖД скажет: да, нам нужны композиты, войдет в этот большой проект. 

Челябинск — экогород. К разработке стратегии привлекут владельцев заводов

Последние два года Челябинск активно работает над собственной маркетинговой стратегией и ищет новую сферу, которая может стать драйвером для города. 

— Нам сейчас важно в первую очередь остановить отток бизнеса из Челябинска, нам нужно получить от федерального центра какое-то масштабное задание. Причем мы можем сами его придумать, решить, что будущее Челябинска связано с такой-то сферой, и выходить с этим на федеральный уровень, чтобы к этому было постоянное внимание центра. Такая схема подвигнет Госкорпорации инвестировать в город, и через какое-то время мы получим видимые изменения и улучшения. А пока внятных и четких ориентиров, зачем бизнес должен остаться здесь, нет.

Источник: znak.com

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.