Монополия на рынке школьных учебников угрожает дорогостоящему нацпроекту

Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Более 750 млрд рублей должны быть выделены в течение шести лет на реализацию нового нацпроекта в сфере образования, сообщила на днях журналистам министр просвещения РФ Ольга Васильева. Деньги разойдутся по 10 направлениям, которые, как предполагается, позволят вывести Россию в первую десятку стран с самым качественным общим образованием. Но в экспертной среде есть опасения, что мобилизация гигантских ресурсов не приведет к сколько-нибудь заметному прогрессу в цифровизации российского образования. И это при том, что в сегодняшнем мире без перехода на «цифру» вообще трудно представить решение стратегических задач. А в самой России о построении конкурентоспособной цифровой экономики и о переходе к цифровому обществу не устают говорить с самых высоких трибун.

Типичное утро рядом с любой российской школой начинается с гигантской автомобильной пробки. Родители не просто подвозят детей к дверям учебного заведения, но и провожают их до самой парты. В противном случае ребенку приходится на себе тащить груз знаний — в виде тяжеленного ранца или рюкзака. Годы идут, за парты садятся все новые поколения школьников. И продолжают таскать за плечами груды бумажных учебников и пособий, недоумевая вместе с родителями, педагогами, врачами, как такое возможно в XXI веке. 

Специалисты уверены: цифровые решения, избавляющие школьников в том числе от банальных физических перегрузок, в российском образовании могли бы внедряться приличными темпами. Причем сами, без сколько-нибудь существенной помощи со стороны государства. Естественным источником финансирования цифровизации в школе мог бы стать рынок школьных учебников, который оценивается в 25-30 млрд. рублей в год. 

Для сравнения — данные исследования, инициированного «Нетология групп»: рынок электронного контента для школьного образования в России в 2017 году составил какие-то 200 млн. рублей.

Однако притоку частных инвестиций мешает монополизация рынка учебников и пособий, о которой не первый год с тревогой говорят эксперты. По данным, которые в декабре опубликовала газета «Коммерсантъ», более чем на 70% по показателям продаж рынок принадлежит группе издательств «Просвещение». Под знакомой не одному поколению школьников вывеской сегодня работает крупная корпорация, которую связывают с бизнесменом Аркадием Ротенбергом, хотя в марте 2017 года он вышел из списка акционеров и покинул совет директоров. «Ведомости» тогда разъяснили, что Ротенберг, оказавшись под международными санкциями, решил отойти в сторону, чтобы позволить группе без проблем подготовиться к IPO.

Россия рискует упустить «цифровой» шанс на экономический рост

Как бы там ни было, группу винят в интенсивном захвате рынка, прогнозируя, что в перспективе доля «Просвещения» дорастет и до 90%. К такому результату может привести решение научно-методического совета по учебникам при министерстве просвещения (НМС) от 7 декабря. Оно скорректировало федеральный перечень учебников, сократив его на 30% — с 1318 до 863 наименований. Комментируя это сокращение, Ольга Васильева заявила, что в перечне остались издания, прошедшие дополнительную экспертизу и получившие положительные экспертные заключения, которые подтверждают их высокое качество и актуальность содержания. При этом министр высказалась за дальнейшее сужение базовой части перечня, мотивируя это тем, что в реальности учителя пользуются 20-25% всего списка пособий. 

У всего этого есть одно существенное «но»: декабрьская чистка по итогам «дополнительной экспертизы» заметно изменила соотношение в пользу тех учебников, которые печатает «Просвещение».

Как и во всех других историях с монополиями, ни к чему хорошему это не ведет. Отрасль теряет способность к быстрому развитию. А конкурирующие издательства, которые лишаются рынка, теряют инвестиционные возможности, в том числе и возможности вкладываться в цифровизацию. Сам монополист в отсутствие конкуренции продолжает снимать сливки с архаики издательского дела, не спеша вкладывать ресурсы в разработку, внедрение и развитие цифровых образовательных технологий. Последнее приходится констатировать, несмотря на декларации, которые легко отслеживаются по публикациям в СМИ.

Например, в 2016 году издательство «Просвещение» объявило о намерении инвестировать 3 млрд рублей в образовательные стартапы, назвав своим стратегическим партнером Фонд развития интернет-инициатив. Предполагалось, что для инвестиций группа будет отбирать проекты через инфраструктуру и механизмы фонда. Но заметного продолжения эта история не получила.

Год назад, в декабре 2018 года, было объявлено о создании совместного предприятия с компанией «Яндекс». В проект «Яндекс.Просвещение» с равным распределением долей в капитале должно быть инвестировано не менее 600 млн. рублей, писали «Ведомости». Но спустя год стало известно, что доля издательской группы в проекте сократится в 10 раз — до 5%. За все это время не появилось никаких подтверждений того, что анонсированные инвестиции были осуществлены. А на сайте образовательного проекта «Яндекс.Учебник» упоминаний об участии в нем «Просвещения» нет. 

Министр просвещения РФ поддержала идею запрета смартфонов в школах

Интересно, что в составе группы действует ООО «Комплексные информационные технологии „Просвещение“» (КИТ «Просвещение»). Это компания, которая позиционируется как центр цифровой экспертизы и разработки новых цифровых продуктов. То есть она призвана выступать генератором и реализатором идей цифровизации. Сегодня самый заметный публичный проект компании — это гид «Путь просвещения», по сути, агрегатор самых разных предложений на рынке образовательных услуг. В сентябре, как сообщал «Коммерсантъ», группа решила передать 30% долей КИТ «Просвещение» Андрею Манну, основателю и бывшему владельцу таблоида «Спид-Инфо», особенно популярного в 90-е годы. Пожалуй, вряд ли это можно принять за существенную деталь. Но и за свидетельство о наличии у группы четких планов развивать направление, связанное с цифровыми образовательными платформами, — тоже. 

Вероятно, по этой причине министр Васильева, разъясняя на пресс-завтраке в «Российской газете» суть нацпроекта «Образование», практически обошла вниманием тему цифровизации учебных процессов. Возможно, внятный посыл по этой теме должен прийти с более высокого уровня власти. В конце ноября председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева направила депутатский запрос премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором отметила факты монополизации рынка школьных учебников издательской группой «Просвещение», сообщает издание «Версия». И добавляет: озабоченность этой проблемой, которую высказывают в том числе и в парламенте, дает основание надеяться, что ситуация, блокирующая одно из базовых условий модернизации российской школы, получит свое разрешение.  

Источник: znak.com

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.