Сергей Смольников — о том, что получит Челябинск от проведения саммитов ШОС и БРИКС

Челябинск вступает в самую активную фазу подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут летом 2020 года. За это время нужно успеть достроить конгресс-холл, гостиницы и поселки для президентов, а также привести центр города в порядок. Министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников рассказал Znak.com о том, как регион готовится к саммитам и приему делегаций, сколько будут стоить дома, в которых на пару дней поселятся главы государств, что с этой инфраструктурой будет после саммитов, а также о других нюансах подготовки к международным мероприятиям. 

— Сергей Александрович, до саммитов ШОС и БРИКС осталось полтора года, как идет подготовка к этим событиям?

— В работе несколько базовых направлений. Сформировано 17 федеральных рабочих групп, четыре из них возглавляет губернатор. Также сформированы региональные группы. Часть мы продублировали, часть добавили своих. В результате получилось 19 региональных рабочих групп. Каждая группа — это отдельное направление: строительство, волонтеры, питание, транспорт и т. д. У каждой группы свои контрольные точки, графики, и есть отдельная рабочая группа, которая занимается контролем и сверкой сроков. 

Сейчас мы почти по всем позициям идем в графике. 

Если говорить об основных объектах, то мы выделяем несколько главных направлений. Во-первых, аэропорт и аэродром. Новое здание аэровокзала строится на деньги частного инвестора. Те, кто сейчас вылетает и прилетает в Челябинск, видят, насколько масштабная там идет работа. Что касается аэродромного полотна, то здесь проведена большая работа, чтобы были выделены федеральные деньги на реконструкцию инфраструктуры. В программе они были запланированы на более поздние сроки, но передвинули их на 2018 год. После реконструкции мы сможем принимать большее количество самолетов в абсолютно любых погодных условиях, получим 3-ю категорию ИКАО.

— Готовы ли места для проживания участников?

— Мы ждем 30 делегаций, для руководителей которых необходимо соответствующее количество президентских номеров. Саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске — уникальное событие, так как они в последний раз пройдут в одно время в одном месте. Очень серьезно возросли требования по организации и протоколу. 

Многие спрашивают, использовали ли мы опыт Уфы и Екатеринбурга. Да, использовали, многие вещи у коллег посмотрели, например организацию рабочих групп. Но если говорить о протокольных требованиях, то наш процесс гораздо сложнее.

С точки зрения размещения в Уфе разрешалось до четырех президентов селить в одной гостинице. У нас одна гостиница — один президент. Поэтому было принято решение о строительстве президентских деревень.

Их будет три: Белый хутор, Терема и Хрустальный на озере Смолино. Основная масса делегаций будет размещаться именно там. С поселками связана отдельная тема — организация сервиса. Мы должны обеспечить там сервис на уровне пятизвездочного отеля. Сейчас проводится большая работа с собственниками. 

Понятно, что это частные инвестиции. Но регион тоже вкладывается в обеспечение бесперебойного интернета, электроснабжения, организации работы сервисных служб. 

Кроме того, в городе строятся несколько гостиниц. И мы смотрим на эти объекты через призму наследия. Сразу несколько долгостроев к 2020 году будут завершены. Это объекты на Свободы, 4, Курчатова, 28, Васенко, 94. У них у всех есть будущее. Много объектов будет реконструироваться. Нашелся новый собственник для гостиницы «Холидей Инн», которая долго стояла в запустении, теперь ее ждет ребрендинг. Откроется гостиница «Ибис» на Лесопарковой. Там уже готовы несколько презентационных номеров. Красной нитью в дизайне гостиницы используется тема челябинского метеорита. Кроме того, в этой гостинице появится единственный в городе открытый бассейн. 

— Расскажите подробнее о сервисе в поселках. Получается, там будут созданы отели всего на несколько дней? Как это будет организовано?

— Нанимать сотрудников будем мы. Для этого будет создана структура, некий интегратор, управляющая компания, которая на короткий период времени наймет сотрудников: горничных, поваров, официантов и т. д. Но этому будет предшествовать большая работа. Например, мебель должна выстояться в течение нескольких месяцев, чтобы не иметь запаха. Сервисные службы будут заходить в поселки с февраля 2020 года, чтобы сделать все убранство, расставить мебель, детали интерьера. Внутри контура поселков будет организовано питание, потребуются услуги рестораторов. Мы готовим под требования ресторанов помещения, будет закупаться оборудование, и на этот период там будет реализован полный комплекс услуг. 

Мы формируем разделительную ведомость: в каком виде собственники нам передают эти дома и в каком виде мы возвращаем их в августе. Мебель будет передана в бюджетные учреждения: дома отдыха, пансионаты. Оборудование для ресторанов будет или продаваться, или передаваться в аренду, или использоваться региональным комбинатом питания.

Это серьезный для нас вопрос. Мы понимаем, что за каждый бюджетный рубль, вложенный в подготовку, нужно будет отвечать, насколько эффективно он был потрачен. 

— После саммитов поселки будут распродаваться. Уже известно, сколько будет стоить эта недвижимость?

— По всем трем поселкам есть бизнес-планы. Мы их видим, так как ведем работу по привлечению кредитных средств. КЖСИ, которая строит Белый хутор, нужно привлечь порядка 900 млн рублей. Терема планируют привлечь 550 миллионов. Мы вместе с ними ведем эту работу.

Везде есть бизнес-план и маркетинговая стратегия. Стоимость квадратного метра предполагается от 60 до 80 тысяч рублей. 

Но инвесторы получат и серьезные бонусы. Поселки будут с двумя подъездными дорогами, организованным водоотведением, будет обеспечена высшая категория надежности по электроснабжению, подключен «летающий» интернет. 

Это будет неплохой кейс государственно-частного партнерства. Это будет уникальный опыт, так как такое количество делегаций принять в городе, где изначально был дефицит мест размещения, сложно. Но мы четко понимали, что если строить необходимое по протоколу число гостиниц, то что мы будем с ними делать после саммитов? Мы каждый раз сверяем коммерческую эффективность объектов, которые нужно строить.

— Удалось ли решить финансовые вопросы при строительстве конгресс-холла «Таганай 2020» на улице Труда?

— Да. У инвестора были трудности с оборотными средствами. Губернатором было принято решение о выделении государственной гарантии под кредит. «Альфа-банк» открыл кредитную линию на сумму порядка миллиарда рублей. После этого динамика стройки пошла совершенно по-другому. Здание планируется к сдаче в четвертом квартале 2019 года.

— У этого конгресс-холла тоже есть бизнес план? 

— Да, есть. Но бюджетных денег там нет, мы только дали гарантии, отдавать все равно придется предпринимателю. Еще одна льгота — на период строительства холла мы субсидируем банковский процент. Это логично, так как в течение двух лет, пока строится здание, оно не приносит прибыли. Когда после саммитов пойдут доходы от коммерческого использования объекта, тогда вернется и процент. 

Уральский полпред проверил стройки к саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске

После всех мероприятий там будет концертный зал на 3000 мест, большая парковка, коммерческие площади. У нас нет в городе масштабного здания, где можно было бы проводить конгрессно-выставочные мероприятия, которых будет становиться только больше. Можно посмотреть на Уфу, которая привела к себе несколько серьезных мероприятий — таких как форум малого бизнеса стран ШОС. Мы над этой повесткой также активно работаем.

— Когда начнутся эти мероприятия? 

— Первое мы уже провели. К нам на ознакомительную встречу приехали губернаторы регионов стран — участниц ШОС. Это новый формат работы, это историческое событие, которое теперь станет ежегодным. Следующее пройдет в Китае, и право проведения будет передаваться дальше. В Челябинске проходит большое количество форумов малого бизнеса. Они пока не носят масштаба всех стран участниц. Но с каждой страной по отдельности мы выстраиваем и культурные, и деловые отношения. В регионе регулярно проходят форумы с Китаем, Киргизией, к нам приезжали делегации из Узбекистана. По каждой стране, входящей в ШОС, есть целый комплекс мероприятий — и деловых, и туристических, и культурных. 

— На форуме глав регионов стран ШОС представитель Татарстана предложила провести мероприятие в рамках саммитов 2020 года в Казани. Вы чувствуете давление со стороны других регионов и конкуренцию за эти мероприятия?

— Я бы покривил душой, если бы сказал, что у нас нет конкуренции между регионами. Она есть, и еще какая. И это правильно, каждый регион пытается натянуть одеяло на себя. Идет борьба за инвестора, за мозги, за человеческий капитал, за идеи. В открытую перетаскивают специалистов, подсматривают идеи, уводят инвесторов. Это все есть. Мы это ощущаем. Но мы для себя не ставим задачу кого-то копировать. Это значит быть в позиции догоняющего. Для того, чтобы стать регионом-лидером, нужно формировать свои лучшие уникальные практики. 

Татарстан хочет увести женщин с саммита ШОС в Челябинске

У нас так происходит на примере «Территории бизнеса». Это лучшая федеральная практика. Три года подряд мы проводим конференции, когда вся Россия к нам приезжает, чтобы научиться делать так же. Пока они это у себя внедряют, мы за это время еще на два шага вперед уйдем. И такие истории мы делаем во всех сферах, где работает министерство экономического развития: это внешняя торговля, промышленность, высокие технологии. 

— Большая работа предстоит по архитектурному облику Челябинска, которая тоже курируется вами. Концепцию горожанам представили, но до конца непонятно, как все это будет работать, кто будет наводить эту красоту. Мы знаем практику менее масштабных программ — та же «Городская среда», где не всегда жители довольны качеством благоустройства, а коммерсанты не могут дождаться оплат. Проект по архитектурному облику сравнивали с московской «Моей улицей», но там у всех процессов был единый администратор. Как будет у нас?

— По городской инфраструктуре действительно большой план мероприятий. В том числе это работа по архитектурной концепции, которая бурно обсуждалась. У горожан было неоднозначное отношение, но я для себя зафиксировал, что больше позитивных оценок. Люди увидели, каким может быть город. 

Но нужно быть реалистами. Направления, которые предлагает концепция, рассчитаны на несколько лет. И было бы наивно полагать, что все можно сделать за год. Сейчас стоит задача разбить этот массив работы на этапы. 

В начале года будут проведены конкурсы на разработку документации и строительно-монтажные работы. Люди увидят, как будет меняться центр Челябинска: это новые формы, новое озеленение, благоустройство, большая работа с фасадами. Идет работа по приведению к единой стилистике вывесок. Чтобы Челябинск предстал во всей красе.

Само прохождение денег пойдет через городские районы, основные затраты на реализацию концепта будут бюджетные.

 У строителей есть такое понятие, как авторский надзор, и этот принцип будет реализован. Люди, которые создавали этот концепт, и будут следить за качеством его реализации. 

Челябинцам презентовали новый облик города. Но он им не понравился

Что касается административного регулирования, то этим будет заниматься рабочая группа по городской инфраструктуре. Кроме того, мы стараемся быть максимально открытыми: это огласка, обратная связь от общества. Это не всегда проходит гладко. Есть критика. Но мы понимаем, откуда она. В городе давно многое пора менять. Мы всегда очень благодарны за конструктивный диалог. Не просто «все плохо и все пропало», а когда есть предложения, что делать. 

— Многие обратили внимание, что в концепции есть элементы из области фантастики, вроде заужения дорог и отдельных магистралей для общественного транспорта. Как это все будет коррелировать с реальностью, с документами планирования вроде КСОДДа, транспортной схемы и генплана?

— Я ничего катастрофичного в этом не увидел. И люди, которые создавали концепцию, тоже это понимали. Это некая мечта, к которой мы когда-то придем. Другой вопрос — когда. Сегодня реальность такова, что идея заужать дороги нереализуема.

В городе система общественного транспорта находится, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии. И одно из направлений, над которыми мы работали, — это возрождение общественного транспорта.

Подписано соглашение с «Новатэком». Он будет строить в городе газозаправочную инфраструктуру. Это даст возможность покупать и активно использовать транспорт, работающий на сжиженном газе. С одной стороны, это окажет влияние на экологию, с другой стороны — это будет новый подвижной состав, мы обязались закупить минимум триста автобусов. Будут ли это средства от нацпроекта или от частного инвестора — пока решается. Будет оптимизирована маршрутная сеть, создана другая логика работы общественного транспорта, будем возрождать трамваи. В феврале мы получим предложения по изменению маршрутной сети. И мы пошагово будем к этому двигаться. Когда общественный транспорт будет приведен в оптимальное состояние, то можно будет делать следующий шаг к реализации архитектурной концепции, связанный с дорогами. 

Впереди полтора года интенсивной комплексной работы по подготовке Челябинска к предстоящим саммитам. Для нас это возможность получить современную комфортную инфраструктуру, которая позволит региону развиваться. Вот что на самом деле важно.

Все мероприятия по улучшению города реализуются исключительно с учетом оставляемого наследия, уже сейчас есть бизнес-планы по использованию каждого объекта после лета 2020 года. 

Естественно, подготовка города требует максимального напряжения всех ресурсов, мобилизацию всех сил — политических, человеческих, финансовых — для решения общей задачи. Челябинск должен стать одним из лидеров среди городов России с развитой конгрессно-выставочной инфраструктурой и опытом проведения на высоком уровне международных мероприятий, при этом в первую очередь Челябинск должен стать комфортным для жителей.

Источник: znak.com

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.